Положение о медиации

Муниципальное казенное учреждение города Новосибирска                                        

«Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Жемчужина»

МКУ Центр «Жемчужина»

 

 

                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ:                                                                            

Директор МКУ Центр «Жемчужина»

____________ Е.П.Молчанова

«_____»___________ 20___г.

 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о службе медиации муниципального казенного учреждения города Новосибирска «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Жемчужина»

 

  1. Общие положения

 

1.1.  Настоящее Положение определяет порядок деятельности службы медиации в муниципальном казенном учреждении города Новосибирска «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Жемчужина» (далее – МКУ Центр «Жемчужина», учреждение).

1.2. Служба медиации в МКУ Центр «Жемчужина» является структурным подразделением учреждения.

1.3. Служба медиации осуществляет свою деятельность на основании:

– Конвенции о правах ребенка;

– Конституции Российской Федерации;

– Гражданского кодекса Российской Федерации;

– Семейного кодекса Российской Федерации;

– Федерального закона от 24 июля 1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

– Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Федерального закона от 27 июля 2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;

– Указа Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»;

– Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2014 № 1430-р «Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность»;

– Устава МКУ Центр «Жемчужина» и настоящего Положения.

1.4. Понятия, используемые в Положении:

Медиация – способ разрешения споров, конфликтов мирным путем на основе выработки сторонами спора, конфликта взаимоприемлемого решения. Медиация не является психологической процедурой.

Служба медиации – это объединение воспитанников учреждения, воспитателей, замещающих семей, находящихся на сопровождении, и других участников воспитательного процесса, направленное на оказание содействия в предотвращении и разрешении спорных, конфликтных ситуаций, возникающих в процессе воспитательной деятельности.

1.5. Служба медиации является приоритетной альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, противоправное поведения или правонарушения несовершеннолетних. Сторонам конфликта предлагается в первую очередь обратиться в службу медиации, а при их отказе или невозможности решить конфликт путем переговоров и медиации, учреждение может применить другие способы решения конфликта и/или меры воздействия. Результаты работы службы медиации и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в случае вынесения административного решения по конфликту или правонарушению.

 

  1. Цели и задачи службы медиации

 

2.1. Служба медиации осуществляет деятельность для достижения следующих целей:

2.1.1 Формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков (воспитанников учреждения и детей, проживающих в замещающих семьях), в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.

2.1.2. Распространение среди участников воспитательного процесса цивилизованных форм разрешения конфликтов, воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте.

2.1.3. Помощь в разрешении спорных, конфликтных ситуаций на основе принципов медиации.

2.1.4. Снижение количества административного реагирования на правонарушения.

2.2. Задачами службы медиации являются:

2.2.1. Информационно – просветительская работа с воспитанниками учреждения, замещающими семьями о методах медиации.

2.2.2. Организация межведомственного взаимодействия службы медиации учреждения с образовательными организациями, комиссией по делам несовершеннолетних (КДН), подразделением по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (ОДН), другими организациями, коллективами.

2.2.3. Проведение примирительных программ для участников споров и конфликтов.

2.2.4. Обучение воспитанников учреждения цивилизованным методам урегулирования конфликтов и ответственности.

2.2.5. Профилактика вторичного сиротства, правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

 

  1. Принципы деятельности службы медиации

 

3.1. Деятельность службы медиации основана на следующих принципах:

3.1.1. Принцип добровольности, предполагающий обязательное согласие конфликтующих сторон на участие в процедуре медиации.

3.1.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы медиации не разглашать полученные в ходе процедуры сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.

3.1.3. Принцип нейтральности, запрещающий медиаторам принимать сторону одного из участников спора, конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

3.1.4. Принцип равенства сторон, предполагающий равноправие, взаимное уважение, признание права каждого на защиту своих интересов. Участники спора, конфликта имеют равные права высказывать свое мнение, задавать уточняющие вопросы, вносить предложения по урегулированию спора, конфликта.

3.1.5. Принцип законности, утверждающий, что в ходе медиации обсуждаются и принимаются только такие решения, которые соответствуют действующему законодательству.

 

  1. Порядок формирования службы медиации

 

4.1. В состав службы медиации входят медиаторы – официально трудоустроенные сотрудники учреждения, имеющие опыт работы с детьми, прошедшие специальную подготовку и имеющие соответствующие свидетельства о ее прохождении.

4.2. Куратором службы медиации назначается работник учреждения, прошедший специальную подготовку и имеющий соответствующее свидетельство о ее прохождении, на которого возлагаются обязанности по координации деятельности службы медиации приказом директора МКУ Центр «Жемчужина».

4.3. К работе службы медиации могут привлекаться специалисты и эксперты общественных, партнёрских организаций, образовательных учреждений.

4.3. Контроль за работой службы медиации осуществляется директором и заместителем директора учреждения.

 

  1. Порядок работы службы медиации

 

5.1. Служба медиации может получать информацию о случаях спорного, конфликтного характера от сотрудников, воспитанников МКУ Центр «Жемчужина», замещающих родителей, образовательных учреждений, в которых обучаются воспитанники.

5.2. Служба медиации принимает решение о возможности или невозможности проведения процедуры медиации в каждом конкретном случае самостоятельно. О принятом решении информируется директор Центра.

5.3. Процедура медиации начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной процедуре.

5.4. В случае, если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, их участие в медиации проводится с согласия законного представителя.

5.5. Процедура медиации не может проводиться по фактам правонарушений, связанных с употреблением наркотиков и крайними проявлениями жестокости.

5.6. Служба медиации самостоятельно определяет сроки и этапы проведения процедуры индивидуально в каждом отдельном случае.

5.9. В случае если в ходе процедуры медиации конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты фиксируются в медиативном Соглашении, которое хранится в службе медиации в течение года с момента его составления.

5.10. Служба медиации помогает конфликтующим сторонам определить способ выполнения обязательств, отраженных в медиативном Соглашении, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба медиации может проводить дополнительные встречи сторон с целью осознания причин возникших трудностей и поиска путей их преодоления.

5.11. Деятельность службы медиации фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы.

5.12. Куратор службы обеспечивает мониторинг проведенных процедур, проведение супервизий с медиаторами на соответствие их деятельности принципам восстановительной медиации.

5.13.  При необходимости служба медиации информирует участников процедуры о возможностях других специалистов (социального педагога, психолога, иных специалистов учреждения) и содействует в предоставлении участникам процедуры доступа к услугам по социальной реабилитации.

 

  1. Организация деятельности службы медиации

 

6.1. Службе медиации по согласованию с руководством МКУ Центр «Жемчужина» предоставляется помещение для сборов и проведения процедур медиации, а также возможность использовать иные ресурсы: оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие.

6.2. Должностные лица учреждения оказывают службе медиации содействие в распространении информации о деятельности службы среди воспитанников и замещающих родителей.

6.3. Администрация учреждения содействует службе в организации взаимодействия с социальными службами и другими организациями. Администрация стимулирует воспитателей и замещающих родителей обращаться в службу медиации для разрешения спорных, конфликтных ситуаций с воспитанниками.

6.4. В случае если стороны согласились на предварительную встречу, административные действия в отношении данных участников конфликта приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления административных действий принимается руководством учреждения после получения информации о результатах работы службы медиации и достигнутых договоренностях сторон.

6.5. В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация учреждения может ходатайствовать о приобщении к материалам дела медиативного Соглашения, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого.

6.6. Не реже, чем один раз в квартал проводятся совещания между администрацией и службой примирения по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих.

6.7. Служба медиации может вносить на рассмотрение руководству МКУ Центр «Жемчужина» предложения по снижению уровня конфликтности в учреждении.

 

  1. Заключительные положения

 

7.1. Настоящее Положение вступает в силу с дня его утверждения директором МКУ Центр «Жемчужина».

7.2. Изменения в настоящее Положение вносятся директором МКУ Центр «Жемчужина» по предложению специалистов службы медиации, правоохранительных органов, органа местного самоуправления.

 

 

Куратор службы  медиации                                                  О.Г. Непомнящих